INSAYDER.SU

«Россия в глобальной политике»

«В море – дома,  на берегу – в гостях»: кто такие штурманы XXI века...

пт, 25/01/2019 - 16:43

В честь судоводителей называют мысы и острова, в их рядах находятся легендарные адмиралы и капитаны.

Но кто же они такие, люди, чья работа крайне важна флоту России?
Когда мы говорим об истории штурманской службы, то не можем игнорировать предшествующие ему военно-морские формирования, берущие своё начало с петровских времен. Именно 25 января 1701 года Петр I издал указ, в котором говорилось о создании «математических и навигационных, то есть мореходных хитростях искусств учению». Для реализации воли царя в Москве создали школу в Сухаревской башне.


Навсегда в истории


Петр I прекрасно понимал важность штурманской работы. Только в 1720 документально были определены обязанности и содержались в Московском уставе. Перед походом штурман осматривал руль корабля, в море в обязанности входили аналитические расчеты, ведение курса в журнале, подсчет пройденного расстояния, работа с компасом и многое другое. Именно они должны были наносить на карты незнакомые места, если судно проходило рядом с берегами. Все знаменитые российские флотоводцы начинали свою карьеру с должности штурмана. Имена таких адмиралов, как С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский стояли рядом с географическими открытиями. Если подходить к этому вопросу с конкретикой, то только в Приморском крае в честь штурманов названы 12 островов, 3 полуострова, 9 бухт, 64 мыса.


В течение прошедших 300 лет судостроение, морское дело и флот претерпели фундаментальные изменения. Но специальность штурмана остается одной из самых почетных и востребованных профессий. Интересный факт, что раньше памятная дата отмечалась два раза в году 20-21 марта и 22-23 сентября, поскольку именно в эти дни наступало равноденствие, и найти стороны света, ориентируясь на восход и заход Солнца, было легко без специализированных инструментов. Сейчас День штурмана отмечает не только ВМФ, но и весь флот. В Правилах организации штурманской службы говорится, что работа штурмана в походе носит творческий характер. И это подтверждают российские главнокомандующие, не забывая подчеркнуть, что профессия трудная и ответственная.

Как обучают штурманов


Как профессиональный праздник День штурмана ВМФ отмечается с 1996 года, когда ВМФ отмечал 300 летие с дня образования. В этот день принято организовывать конкурсные мероприятия для выявления лучших специалистов. Главный штурман ВМФ контр-адмирал Эдуард Луйк в одном из интервью подробно рассказал о задачах и подготовке специалистов. Обучение курсантов проходит в течение 5 лет, программа полностью соответствует государственным стандартам. Преподают только представители подготовленного научно-педагогического состава, имеющие ученую степень. Практика обязательно присутствует в учебной программе, именно поэтому на территории училищ находятся учебные корабли и катера, где курсанты отрабатывают приобретенные навыки. Еще одним из важных аспектов является стажировка и дальние походы....


Служебная карьера штурмана разделяется на несколько видов. Некоторые идут по специальности до главного штурмана флота, другие выбирают командный профиль. Эдуард Лук также подчеркнул, что ответственность и работа штурмана не меняется с годами, однако ему приходится работать со средствами, благодаря которым он решает важные задачи.
Мы потеряли, мы обрели


По поводу образования высказался изданию «ПолитЭксперт» капитан 1 ранга запаса Василий Дандикин. Военный поделился, что сложная ситуация пришлась на 90-е годы, когда фактически не было наплаванности, не было штурманской практики, тогда упала выучка и командиров, и штурманского состава. Небольшой всплеск был во время празднования 300-летия ВМФ, когда адмирал Игорь Касатонов водил корабли в Средиземное море, но в основном корабли были у стенки, они массово списывались и крупные, и мелкие. Это продолжалось до начала нулевых годов.
«То, что сейчас происходит с подготовкой кадров, особенно курсантских, говорит о том, что восстанавливаются позиции. Но какие-то определенные моменты, утраченные навыки, они будут сказываться еще не один год в части подготовки специалистов. Ведь без знания штурманского дела и командир не может состояться. Нужна целенаправленная практика от самых маленьких возрастов, от курсантов и нахимовцев, до самых высших офицеров и адмиралов.
Ведь в 90-е годы старшие офицеры и адмиралы были почти лишены практики судовождения. Поэтому случались всякие происшествия, ошибки при швартовке и так далее, это стоило больших денег», – рассказал военный эксперт.


Сегодня хочется, продолжил Василий Дандикин, чтобы наши традиции были в полной мере восстановлены. Чтобы все выходящие из системы образования имели нужный уровень наплаванности, как это сейчас происходит на Черноморском флоте, где общая продолжительность нахождения в море превышает 200 суток.
Должен работать святой принцип нашего известного адмирала Макарова – «В море – дома,  на берегу – в гостях».
Самые красивые песни всегда о флоте


Корреспондент издания поинтересовался, почему Василий Дандикин выбрал именно эту стезю, чем привлекло его море.


«Я – человек, рожденный в глубинке, в брянских лесах. Как ни странно, с нашего края очень много моряков вышло. У нас есть речка Десна, ты смотришь на нее и грезишь о походах, о море. Я не говорю о революционном матросе Дыбенко, который родом с Брянщины, но из наших краев вышли командующие флотами адмирал Федотенков, например. Первый групповой кругосветный поход подводных лодок, который состоялся в 1966 год, возглавлял тоже мой земляк вице-адмирал Сорокин. Очень много от нас именно моряков вышло.
Я читал книги, первые книги у меня были об обороне Севастополя. Я читал их и мечтал, что окажусь именно там. Интересно, что лейтенантом я прибыл именно на Черноморский флот. Потом был Северный флот, Каспийская флотилия, крейсер «Адмирал Ушаков».


Я горжусь тем, что судьба меня столкнула с военными моряками, у меня много друзей среди подводников и «надводников». Многие, к сожалению, уже ушли из жизни. Я хочу сказать, что крепче морской дружбы и товарищества, на мой взгляд, не бывает. Проверка морем – это очень серьезная проверка. Я не жалею о том, что оказался на флоте и горжусь этим», – поделился капитан 1 ранга запаса.
 В завершении интервью, эксперт подчеркнул, что профессия военного моряка требует постоянного нахождения вне родного очага. Моряк зачастую уходит в поход на полгода, а бывали случаи, что и на год. Это отрыв от дома, это психологически очень сложно пережить.


«Если ты молодой офицер, то надолго оставляешь семью, порой без квартиры, без своего участия. Это все проверка верности, не зря во всех песнях море и любовь всегда в одном флаконе. Все самые красивые песни всегда о флоте.


Именно русский моряк отличается такими качествами, как верность, любовь, дружба. Американцы всегда диву давались, как наши моряки могут так долго находиться без женщин, потому что у них эти проблемы решались при помощи баз. Они в море на две недели выскочили, а потом на берег. У нас же служба всегда была достаточно тяжелой», – заключил Василий Дандикин.
Море притягательно и проверяет человека на прочность и на любовь. Поэтому туда молодые люди идут и будут идти, чтобы испытать себя, испытать чувства, быть сопричастным к большой флотской семье.


Источник
 

Материал  содержит оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражает позицию редакции сайта «INSAYDER.SU»

Уважаемые друзья!!! Вступайте в нашу группу «ВКонтакте».

  

Новости партнеров

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru