INSAYDER.SU

«Россия в глобальной политике»

Требование украинских производителей установить пошлину на импорт топлива из России показывает масштаб коррупционных схем, которые там развернуты

ср, 22/01/2020 - 10:29

 

Украинские производители нефтепродуктов "Укртатнафта", "Укрнафта" и "Укргаздобыча" обратились в правительство Украины с требованием установить пошлину на дизельное топливо и сжиженный газ из России в размере 8,46%. Об этом сообщила пресс-служба "Укртатнафты". Этот уровень повысит пошлины на российскую импортную солярку вдвое, на сжиженный газ – втрое. Аргументом компании выставляют защиту конкуренции из-за возросшей роли российского топлива на украинском рынке.

"Требуемые пошлины на российское сырье, по сути, заградительные – продукция РФ мешает местным дельцам, - отмечает специалист. – И понять первопричину просто – топливо из России ломает масштабные коррупционные схемы. Если говорить о дизтопливе, то частично его украинское производство завязано на единственном нефтеперерабатывающем заводе, оставшемся в стране – он аффилирован с олигархом Игорем Коломойским. И внезапно его солярку перестали покупать.

Более того – обрываются коррупционные схемы поставок дизеля из Прибалтики и Белоруссии из-за выгодной цены российского топлива. Ведь его себестоимость изначально дешевле плюс есть удобные трубопроводы для поставок. Но топливная мафия Украины теряет на ломающихся схемах огромные деньги, и требует восстановить "статус кво". Понятно, что продавать дизтопливо сельчанам страны придется дороже, что отразится на продуктах питания, но интересы мафии дороже".

Заградительные пошлины

С 1 августа 2019 года на Украине вступили в силу специальные пошлины на импорт из России дизельного топлива и сжиженного газа, введенные правительством 17 июля. Сбор на дизтопливо, поставляемое трубопроводами, составил 3,75% с 1 августа 2019 года и 4% с 1 октября 2019 года. Спецпошлина на поставки сжиженного газа составила 1,75% с 1 августа и 3% с 1 октября. В Киеве заявляли: бюджет Украины получит дополнительно около 2 млрд гривен (около 77 млн долларов) в год в связи с введением этих сборов.

Свою инициативу "Укртатнафта", "Укрнафта" и "Укргаздобыча" направили в Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины. Они сочли нынешнюю ситуацию фактом антиконкурентных действий при поставках из России. И указали: доля нефтепродуктов РФ в общем импорте на рынке дизтоплива достигла 47%, сжиженного газа - 55%, при этом существенно сократилась доля поставок из Белоруссии, Литвы, Польши.

"Требования повысить пошлины на поставляемый из России сжиженный газ тоже вполне понятно. Ведь когда с 2014 года на Украине внезапно стали неконтролируемо расти цены на бензин и солярку, обалдевшие жители страны стали массово переводить автотранспорт на сжиженный газ. Потребности в этом топливе резко возросли, но вскоре его поставки из РФ были перекрыты в рамках санкций. Однако они внезапно на сотни тысяч тонн выросли из Польши, которая без видимых причин стала покупать те же объемы у России.

И быстро сформировалась коррупционная схема, на которой зарабатывали польские и украинские чиновники – им этот "переток" приносил огромные деньги. Но в 2019-м вдруг возобновились поставки газомоторного топлива из России, которое существенно дешевле. Выгодополучатели опять почувствовали ощутимый удар по своим банковским счетам, и теперь задействуют госкомпании для формирования антимонопольных жалоб и лоббирования повышенных пошлин на импорт из РФ", - подчеркивает эксперт.

Интересы украинцев

В компаниях Украины утверждают, что увеличение пошлины не приведет к дефициту топлива и росту цен на него, а "приведет к перераспределению долей рынка от российских поставщиков в пользу производителей из других стран и будет способствовать росту внутреннего производства и снижению себестоимости украинских нефтепродуктов". Однако доказательств тому госкомпании не предоставляют, лишь указывая, что Россия доминирует в поставках.

Так, в "Укртатнафте" напомнили, что сокращение зависимости от поставок российских нефтепродуктов является одним из поручений правительства в рамках утвержденного указа президента о необходимости диверсификации поставок нефтепродуктов. Напрямую не называя Россию, становится ясно: именно эта доля импорта стала неугодной, хотя о монополии в данном случае речь вести не приходится – доля продукции РФ не составляет и половины импорта.

"Стоит ли говорить, что эти попытки отдельных украинских и польских дельцов восстановить коррупционные схемы путем удушения российского импорта ничего общего с интересами страны и ее граждан не имеют? При "кровавом диктаторе" президенте Викторе Януковиче и его предшественниках Россия традиционно поставляла дизель и газомоторное топливо Украине, но никто ранее никогда не обвинял ее в монополии.

Все, что происходит на топливном и газовом рынках соседней страны давно и прочно базируется на коррупционных цепочках, выгоду от которых получают даже высокопоставленные чиновники. О том, что это бьет по доходам граждан, продовольственной безопасности и другим стратегическим интересам государства, в Киеве не думают уже десятки лет.

Потому и доходит до смешного - госпредприятия требуют повысить цену импортного топлива для населения и промышленности, но при этом не способны наладить его самостоятельное внутреннее производство", - заключает Александр Фролов.


Максим Бут

Материал  содержит оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражает позицию редакции сайта «INSAYDER.SU»

Уважаемые друзья!!! Вступайте в нашу группу «ВКонтакте».

  

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru