INSAYDER.SU

«Россия в глобальной политике»

Разработчики StarLine рассказали, когда на дорогах России появятся беспилотные автомобили

сб, 14/03/2020 - 11:26

 

Российские разработчики беспилотных автомобилей впервые собрались в Петербурге, чтобы обсудить процесс внедрения передовых технологий, способных повысить безопасность движения. Уже с марта испытания умных автопилотов будут проводить в 13 регионах страны. Чем отечественные авто лучше Tesla и когда они станут доступны обычным людям, рассказал руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine» Борис Иванов.

В декабре 2019-го в России впервые прошли соревнования беспилотных автомобилей Up Great «Зимний город» – по аналогии с американскими гонками DARPA Grand Challengе. Участие в конкурсе приняли 13 команд, каждая из которых использовала для преодоления препятствий свои наработки. В среду, 12 марта, петербургская компания StarLine, одна из первых в России запустившая проект по созданию умного автопилота, решила собрать финалистов конкурса вместе, чтобы обменяться идеями и ускорить достижение общей цели по внедрению беспилотников в обычную жизнь.

Обсудили сложности на трассе «Зимнего города», успехи в создании высокоточных карт и развитие цифровой дорожной инфраструктуры, которая, взяв на себя часть функций, позволит упростить и удешевить беспилотный транспорт. А значит, сделает его более доступным для массового использования. Руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine» Борис Иванов в интервью «ПолитЭксперту» рассказал об успехах России в этой области и о том, как скоро автопилот станет обыденностью.

«Тесла» не эталон

Пожалуй, наиболее известный обывателям автомобиль-беспилотник – Tesla Илона Маска. Правда, в новостях то и дело появляются сообщения об авариях с ее участием. Борис Иванов успокаивает – это вовсе не показатель: «Автопилот «Тесла» – маркетинговое название. Уровень автономности в нем всего 2+. Если посмотреть классификацию, это не автопилот. Он умеет разве что разгоняться, тормозить и удерживаться в полосе».

Российский беспилотник StarLine, внедренный в Skoda Superb, умеет самостоятельно двигаться по выбранному маршруту, распознавать объекты окружающей среды и оценивать расстояние до них, а также экстренно тормозить в случае непредвиденной ситуации.

«В рамках конкурса «Зимний город» мы показали способность передвижения в условиях небольшого города, с ориентировкой на знаки и светофоры. Над перемещением в условиях крупного мегаполиса, такого как Москва или Петербург, еще предстоит поработать, отладив поведение беспилота во всех возможных сценариях, с непредсказуемостью водителей, с подрезаниями или «подожди, я тут сейчас влезу», – рассказал Борис Иванов.

Платформа разрабатывается специально для эксплуатации в России, учитывая и особенности дорог, и погодные условия. Автомобиль двигается по предустановленной цифровой карте, используя сенсоры и датчики, в том числе спутниковый навигационный приемник, размещенный на крыше. Он обеспечивает точность локализации до сантиметра.  Главной целью разработок называют повышение безопасности на дорогах, ведь большинство аварий сегодня происходит по вине водителей. В отличие от них, роботы не нарушают ПДД, не пьют, не устают и не ведут себя агрессивно.

Покорение мегаполисов

Сейчас умный автомобиль StarLine проходит сертификацию, чтобы двигаться по дорогам общего пользования. «С 1 марта этого года в России вступили в силу поправки, которых мы очень сильно ждали: в постановление правительства №1415 были добавлены регионы, где будет проходить эксперимент по перемещению беспилотников на обычных дорогах. Теперь это стало возможным в Петербурге», – рассказал собеседник .

С декабря 2018-го испытания проводились только в Москве и Казани. «За время эксперимента, даже передвигаясь по центру Москвы, никого не сбили», – отметили участники конференции. Кроме Петербурга и Ленобласти с 1 марта испытания будут проходить во Владимирской, Московской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областях, в Чувашской Республике, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и в Краснодарском крае. Согласно постановлению, эксперимент продлится до 2022 года.

По словам Иванова, он поможет точно узнать, что потребуется для повсеместного внедрения, в том числе с точки зрения нормативно-правового регулирования и сертификации. Никаких особо сложных требований к инфраструктуре города при этом не нужно, отметил он:

«Мы не говорим об установке какого-то дополнительного оборудования, меток, знаков. Мы решаем вопрос, как работать с тем, что уже есть. По сути, вопросы управления почти решены. Осталось лишь оцифровать дороги и наладить коммуникацию со светофорами. Можно и без этого, но тогда все это придется запихивать в автомобиль. Создание цифровой модели дороги намного дешевле. Чем больше функционала вынести в инфраструктуру, тем проще, надежнее и дешевле станет автомобиль».

Внедрение в любое авто

По словам Иванова, в будущем беспилотные технологии будет возможно внедрить в любое авто. И не только: «Мы занимаемся разработкой самой технологии. Автомобиль для нас – это тележка, платформа. Основная задача – подбор датчиков, которые будут способны работать в нужных режимах, разработка алгоритмов управления и восприятия, развитие дорожной инфраструктуры.

Чтобы это было применимо независимо от того, какая платформа используется. Это может быть внутризаводская логистика, коммунальные службы. Та же газонокосилка или машина для уборки дорог – зачем им водитель?» Как рассказал представитель StarLine, у них уже есть запросы на интеграцию такой системы на транспортные средства. Уже сегодня этим вопросом интересуются и многие автопроизводители. Так что со временем спрос будет расти, убежден собеседник ПЭ.

Россия не отстает

Рассуждая о том, насколько Россия преуспевает в развитии беспилотников, эксперт отметил, что единой системы оценки нет, а потому делать выводы очень сложно: тысячи километров в условиях солнечной Калифорнии – вовсе не то же, что дороги в России. «Не могу сказать, что мы впереди планеты всей, но, на мой взгляд, мы не отстаем от коллег в тех же Соединенных Штатах», – сказал он.  

Правда, в США меры по стимулированию и внедрению таких разработок были приняты намного раньше, появились конкурсы DARPA Grand Challenge и URBAN Challenge. В России «Зимний город» запустили только в прошлом году, но он, по словам Иванова, уже дал огромный толчок к объединению усилий профильных специалистов.

Только сесть и сказать: вези!

По оценке собеседника, повсеместно беспилотные автомобили появятся в России примерно через 5-10 лет. Причем личный транспорт, скорее всего, станет вообще не нужен. «Зачем он, если такси и каршеринг тоже будут на автопилоте? Вызвал, сел и сказал: вези! И после вас эти же автомобили поедут выполнять другие заказы, не занимая парковки и обочины проезжих частей», – поделился фантазиями эксперт.

Что касается цены вопроса, на этапе разработки беспилотник с учетом всего железа стоит, по словам Иванова, раза в три дороже, чем обычный автомобиль. Но в будущем все изменится, уверен эксперт: «Если сейчас автомобиль, который мы используем, стоит около 2 млн рублей, то с беспилотным режимом – около 6 млн. В перспективе, когда мы говорим о повсеместном внедрении, все будет зависеть о равнении на формулу «цена авто и затраты на оплату посменной работы нескольких водителей. Вот когда беспилотник сравняется с этой стоимостью, это станет экономически целесообразным, и они пойдут в массы».

Сейчас StarLine развивает параллельно сразу два проекта – над одним работают только разработчики компании, а второй – на опенсорсе. Задания может выполнить любой желающий. Интересные предложения внедряются, а самых талантливых приглашают в команду.

 

Материал  содержит оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражает позицию редакции сайта «INSAYDER.SU»

Уважаемые друзья!!! Вступайте в нашу группу «ВКонтакте».

  

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru